Один из самых жёстких экспериментов, который дал много материала для понимания депрессии — «Застывшее лицо матери» Эдварда Троника. По этическим соображениям, из сети убрали видео с полной версией эксперимента, оставив только лёгкую его форму. 
В этом видео смысл в том, что мать просят вести себя со своим младенцем как обычно: играть, быть отзывчивой, откликаться эмоционально на любые его проявления, быть в контакте. Затем по просьбе экспериментатора мать внезапно делает застывшее лицо, становясь эмоционально недоступной для ребенка, при этом физически оставаясь рядом. 
Сначала ребёнок озирается, пытаясь понять, что случилось. Затем он задействует все доступные ему возможности, чтобы достигнуть мать, вернуть ее назад в контакт с ним. Потом он начинает плакать и звать её. В лёгкой версии эксперимента мать в этот момент снова становится доступной, и связь с ребенком очень быстро восстанавливается: 

https://www.youtube.com/watch?v=IeHcsFqK7So&ab_channel=TNCourts

В полной же версии экспериментатор давал матери задание не менять каменное, застывшее выражение лица очень долгое время, несмотря на любые реакции ребенка.
И тогда, после продолжительного плача и отчаянного крика, обращенного к недостижимой матери, малыш переживал коллапс, обрушение его вселенной, крушение себя. 
И останавливался. 
И после этого впадал в глубокую аутизацию: мог заснуть, или, уставившись в одну точку, ритмично раскачиваться из стороны в сторону, сопровождая движения мычанием. И когда мать наконец «оживала» и обращалась к нему — он долго время реагировал… Затем проходил все стадии в обратную сторону — через плач, страх, злость, получив утешение в объятиях матери, снова «оживал» и возвращался в контакт с ней.
В попытках справиться с тем, с чем практически невозможно справиться, младенец находил единственный на тот момент способ выжить — остановить свою интенциональность полностью, уйти в мир глубокой анестезии.

Естественно, эксперимент в таком виде в итоге запретили.
А «недоступная мать» с тех пор считается одной из основных причин меланхолии (истиной депрессии). Разумеется, разовый опыт не оставляет глубокого отпечатка на всю оставшуюся жизнь. Однако постоянная, хроническая эмоциональная недоступность взрослого в период формирования в раннем детском довербальном возрасте вынуждает малыша творчески приспосабливать к такой среде через остановку интенциональности и глубокое отсоединение от окружающей жизни.

Медведь зимой впадает в спячку, чтобы выжить, т.к. в окружающей среде исчезает то, в чем он нуждается. 
Человек впадает в спячку (меланхолию), если в раннем детском возрасте его мать эмоционально отсутствует, находится в депрессии или рассинхронизирована с ребенком.
Только медведь просыпается весной. А человеку нужны годы глубокой психотерапии, которые далеко не всегда смогут его снова разбудить к жизни…