Разбор фильма подготовил студент Сценарного факультета МШК Фёдор Кукин
в рамках курса «Психология для сценаристов».
Преподаватель: Татьяна Салахиева-Талал
«Война супругов Роуз» (The War of the Roses) и эскалация конфликта.
«Сейчас мы начнем, и я постараюсь провести вас через этот ужас так быстро и безболезненно, как только возможно» — герой Дэнни ДеВито.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений и позиций. Когда компромисс в конфликте невозможен, начинается война. Например, война Роз – между дворянскими кланами Англии. Или другая война Роз – между двумя супругами в большом пустом доме.
«Война супругов Роуз», режиссированная Дэнни ДеВито в 1989 году, при бюджете в 50 000 000 долларов собрала в прокате 160 с лишним миллионов. И вероятно, дело не только в звездном составе – в фильме весьма тонко и остроумно затронута тема конфликтов и раздоров, в которых всем нам порой приходилось участвовать.
(КСТАТИ, в Германии название стало идиомой. В немецком языке «Война супругов Роуз» — это любой скандальный и затяжной развод).
Итак, что мы имеем? Оливер (Майкл Дуглас) и Барбара (Кэтлин Тернер) прожили немало лет в стабильном браке и совсем недавно отпустили детей в престижные колледжи. Стараниями Оливера у них есть шикарный дом. Стараниями Барбары этот дом шикарно обставлен. Они успешная, благополучная, крепкая семья. И они убивают друг друга в конце.
Как же так получилось? Что ж, для начала вспомним – какие компоненты нужны, чтобы разгорелся конфликт?
- Общий предмет.
Помните, у них ведь есть шикарно обставленный дом? Так вот, чей он? Куплен он на деньги Оливера, да. Но Барбара много лет его обустраивала. Кто же имеет на него больше прав?
2. Активные действия.
О да. Они там есть. Очень активные. И очень опасные. Но об этом чуть позже.
3. Эмоциональное возбуждение.
«Иногда я просто хочу врезать тебе по лицу», — говорит Барбара любимому мужу. Супруги раздражены, их самолюбие задето – огонь войны готов разгореться.
Но позвольте! Это только компоненты конфликта! А как же причины? У любого конфликта могут быть следующие причины:
— Различия в целях, ценностях, нормах
— Личностные переменные
— Недостаток коммуникации
— Давление обстоятельств
— Структура организации
Что из этого могло поссорить Барбару и Оливера? Ну…
Это кошка Барбары. Видите ли, Оливер больше любит собак.
А это семейный ужин. Муж и жена не разговаривают. Совсем.
Ах да, еще Барбара задумала устроить собственный бизнес – готовить и продавать паштет. И Оливер отнесся к этому… без уважения. Высмеял затею жены. И даже не в смысле «ты не можешь продавать паштет», а в смысле «ты вообще не можешь заниматься бизнесом».
Итак, налицо: а) различия в ценностях и нормах (разные любимые животные, разные взгляды на свои роли в семье) б) недостаток коммуникации (Роузы ни разу не говорят «по душам», не обсуждают свои проблемы) в) личностные переменные (жена захотела поменять свою жизнь, но муж против).
Но не пора ли уже пролить немного крови? Переходим к первой фазе конфликта: «Выиграть – Выиграть».
На этом этапе противники еще достаточно разумны, чтобы прийти к компромиссу. Найти решение, которое удовлетворит обоих. Речь идет еще не столько о вражде, сколько о конкуренции – вполне здоровом желании настоять на своем. При этом стороны понимают необходимость сотрудничества.
Увы, для Роузов этот этап весьма краток. Сперва Барбара зажимает мужу таз во время секса, а потом и вовсе начинает тяжбу, пытаясь забрать себе весь дом. Иными словами, происходит провокация и переход ко второй фазе: «Выиграть – Проиграть».
На данной стадии противники решают, что компромиссы и дипломатия – это для слабаков. «Останется лишь один», как в «Горце». Теперь наши супруги открывают для себя такие прелести конфликта, как:
— Удары «ниже пояса»
— Вовлечение в конфликт посторонних
(это Оливер мочится на рыбу, которую Барбара приготовила для своих бизнес-партнеров).
— нанесение прямого вреда друг другу и окружающим
(это пес Оливера. Барбара убила его, сделала паштет и накормила им мужа. Правда, потом пса показывают на две секунды живого и здорового – цензоры перепугались и заставили ДеВито «спасти» собачку. Почему кошку Барбары можно ранее намотать на колеса автомобиля, а собаку Оливера пустить на паштет нельзя – поди пойми этих цензоров).
На этой стадии компромисс уже невозможен. Вернее, возможен, если стороны одумаются и заключат мир. Но достичь этого уже очень сложно.
Да и кому это надо? Давайте лучше перейдем к самому веселому моменту – стадии «Проиграть – Проиграть»!
На прошлом этапе конфликта все упиралось в эгоизм. Каждый стремится победить, добиться своего, вырвать желанный приз. Но когда дело дошло до 3-ей стадии, даже эгоизм уже не важен. Победа не имеет больше значения, как и предмет спора – Роузы уже разнесли весь дом в клочья, бороться больше не за что. Зато можно УНИЧТОЖИТЬ соперника. Разбивать вещи, с которых когда-то начались ваши отношения…
Усыпить бдительность мужа сексуальным возбуждением, чтобы…
Ну вы поняли. И конец на данном этапе может быть только один – полное уничтожение и самоуничтожение.
«И вам это кажется разумным?» — спрашивает семейный адвокат Роузов (ДеВито). В самом деле, почему этот конкретный сюжет закончился именно так?
Вы, вероятно, заметили, что я не вставлял никаких кадров из фильма для иллюстрации 1-ой стадии. Это потому, что ее по сути и не было. Супруги вообще не очень понимали внутренние проблемы друг друга. О них знаем мы, нам рассказал закадровый голос. Но у Роузов отсутствие коммуникации привело к тому, что они так ни разу и не сделали шаг к компромиссу и сотрудничеству.
Здоровая альтернатива такому поведению в фильме тоже есть. Ее представляет клиент ДеВито – молчаливый молодой мужчина, который хочет развестись и которому адвокат рассказывает историю Роузов. Иными словами, вступает с клиентом в диалог, призывая к сотрудничеству и терпимости. Молодой мужчина принимает урок: он отказывается затевать развод и отправляется домой к жене.
(КСТАТИ, этот клиент – Дэн Кастелланета, голос Гомера Симпсона. Видимо, семейные отношения у него все-таки сложились).
Всего наилучшего и будьте внимательны к близким!
Разбор фильма подготовил студент Сценарного факультета МШК Фёдор Кукин
в рамках курса «Психология для сценаристов».
Преподаватель: Татьяна Салахиева-Талал
«Война супругов Роуз» (The War of the Roses) и эскалация конфликта.
«Сейчас мы начнем, и я постараюсь провести вас через этот ужас так быстро и безболезненно, как только возможно» — герой Дэнни ДеВито.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений и позиций. Когда компромисс в конфликте невозможен, начинается война. Например, война Роз – между дворянскими кланами Англии. Или другая война Роз – между двумя супругами в большом пустом доме.
«Война супругов Роуз», режиссированная Дэнни ДеВито в 1989 году, при бюджете в 50 000 000 долларов собрала в прокате 160 с лишним миллионов. И вероятно, дело не только в звездном составе – в фильме весьма тонко и остроумно затронута тема конфликтов и раздоров, в которых всем нам порой приходилось участвовать.
(КСТАТИ, в Германии название стало идиомой. В немецком языке «Война супругов Роуз» — это любой скандальный и затяжной развод).
Итак, что мы имеем? Оливер (Майкл Дуглас) и Барбара (Кэтлин Тернер) прожили немало лет в стабильном браке и совсем недавно отпустили детей в престижные колледжи. Стараниями Оливера у них есть шикарный дом. Стараниями Барбары этот дом шикарно обставлен. Они успешная, благополучная, крепкая семья. И они убивают друг друга в конце.
Как же так получилось? Что ж, для начала вспомним – какие компоненты нужны, чтобы разгорелся конфликт?
- Общий предмет.
Помните, у них ведь есть шикарно обставленный дом? Так вот, чей он? Куплен он на деньги Оливера, да. Но Барбара много лет его обустраивала. Кто же имеет на него больше прав?
2. Активные действия.
О да. Они там есть. Очень активные. И очень опасные. Но об этом чуть позже.
3. Эмоциональное возбуждение.
«Иногда я просто хочу врезать тебе по лицу», — говорит Барбара любимому мужу. Супруги раздражены, их самолюбие задето – огонь войны готов разгореться.
Но позвольте! Это только компоненты конфликта! А как же причины? У любого конфликта могут быть следующие причины:
— Различия в целях, ценностях, нормах
— Личностные переменные
— Недостаток коммуникации
— Давление обстоятельств
— Структура организации
Что из этого могло поссорить Барбару и Оливера? Ну…
Это кошка Барбары. Видите ли, Оливер больше любит собак.
А это семейный ужин. Муж и жена не разговаривают. Совсем.
Ах да, еще Барбара задумала устроить собственный бизнес – готовить и продавать паштет. И Оливер отнесся к этому… без уважения. Высмеял затею жены. И даже не в смысле «ты не можешь продавать паштет», а в смысле «ты вообще не можешь заниматься бизнесом».
Итак, налицо: а) различия в ценностях и нормах (разные любимые животные, разные взгляды на свои роли в семье) б) недостаток коммуникации (Роузы ни разу не говорят «по душам», не обсуждают свои проблемы) в) личностные переменные (жена захотела поменять свою жизнь, но муж против).
Но не пора ли уже пролить немного крови? Переходим к первой фазе конфликта: «Выиграть – Выиграть».
На этом этапе противники еще достаточно разумны, чтобы прийти к компромиссу. Найти решение, которое удовлетворит обоих. Речь идет еще не столько о вражде, сколько о конкуренции – вполне здоровом желании настоять на своем. При этом стороны понимают необходимость сотрудничества.
Увы, для Роузов этот этап весьма краток. Сперва Барбара зажимает мужу таз во время секса, а потом и вовсе начинает тяжбу, пытаясь забрать себе весь дом. Иными словами, происходит провокация и переход ко второй фазе: «Выиграть – Проиграть».
На данной стадии противники решают, что компромиссы и дипломатия – это для слабаков. «Останется лишь один», как в «Горце». Теперь наши супруги открывают для себя такие прелести конфликта, как:
— Удары «ниже пояса»
— Вовлечение в конфликт посторонних
(это Оливер мочится на рыбу, которую Барбара приготовила для своих бизнес-партнеров).
— нанесение прямого вреда друг другу и окружающим
(это пес Оливера. Барбара убила его, сделала паштет и накормила им мужа. Правда, потом пса показывают на две секунды живого и здорового – цензоры перепугались и заставили ДеВито «спасти» собачку. Почему кошку Барбары можно ранее намотать на колеса автомобиля, а собаку Оливера пустить на паштет нельзя – поди пойми этих цензоров).
На этой стадии компромисс уже невозможен. Вернее, возможен, если стороны одумаются и заключат мир. Но достичь этого уже очень сложно.
Да и кому это надо? Давайте лучше перейдем к самому веселому моменту – стадии «Проиграть – Проиграть»!
На прошлом этапе конфликта все упиралось в эгоизм. Каждый стремится победить, добиться своего, вырвать желанный приз. Но когда дело дошло до 3-ей стадии, даже эгоизм уже не важен. Победа не имеет больше значения, как и предмет спора – Роузы уже разнесли весь дом в клочья, бороться больше не за что. Зато можно УНИЧТОЖИТЬ соперника. Разбивать вещи, с которых когда-то начались ваши отношения…
Усыпить бдительность мужа сексуальным возбуждением, чтобы…
Ну вы поняли. И конец на данном этапе может быть только один – полное уничтожение и самоуничтожение.
«И вам это кажется разумным?» — спрашивает семейный адвокат Роузов (ДеВито). В самом деле, почему этот конкретный сюжет закончился именно так?
Вы, вероятно, заметили, что я не вставлял никаких кадров из фильма для иллюстрации 1-ой стадии. Это потому, что ее по сути и не было. Супруги вообще не очень понимали внутренние проблемы друг друга. О них знаем мы, нам рассказал закадровый голос. Но у Роузов отсутствие коммуникации привело к тому, что они так ни разу и не сделали шаг к компромиссу и сотрудничеству.
Здоровая альтернатива такому поведению в фильме тоже есть. Ее представляет клиент ДеВито – молчаливый молодой мужчина, который хочет развестись и которому адвокат рассказывает историю Роузов. Иными словами, вступает с клиентом в диалог, призывая к сотрудничеству и терпимости. Молодой мужчина принимает урок: он отказывается затевать развод и отправляется домой к жене.
(КСТАТИ, этот клиент – Дэн Кастелланета, голос Гомера Симпсона. Видимо, семейные отношения у него все-таки сложились).
Всего наилучшего и будьте внимательны к близким!
Оставить комментарий