Разбор фильма подготовил студент Сценарного факультета МШК Андрей Троицкийв рамках курса «Психология для сценаристов».
Преподаватель: Татьяна Салахиева-Талал

Психологические типы

Экстраверсия и интроверсия – тип установки

Всякий человек стремится в большей степени либо к восприятию объектов внешнего мира, либо обращается внутрь себя. Это различие Карл Густав Юнг назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную(направленную преимущественно внутрь себя). «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», — пишет Юнг.

В работе «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение экстраверсии и интроверсии: два способа приспособления к окружающей среде у животных (неограниченное размножение при подавленном защитном механизме или немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах)

Психотип

Юнг построил свою систему психотипов на основе 4-х основных психических функций с добавлением к ним экстраветного и интровертного типа установки.

Психические функции

Согласно Юнгу в человеке существуют 4 основных психических функции

Мышление — функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь – выстраивание логических связей.

Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.

Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.

Интуиция — функция, которая передаёт человеку восприятие бессознательным путём. Объектом такого восприятия может быть всё — и внешнее, и внутреннее или их сочетания. Интуитивные, не логические связи и выводы.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительныйчувственныйощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в итоге дает «восемь психологических типов».

Все функции он разделил на два класса: а) рациональные – мышление и чувство и б) иррациональные – ощущение и интуиция

Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление ослабляет чувство, ощущение — интуицию и наоборот).

Сталкер

Интуитивный интроверт      

Погружен в себя. Воспринимает и постигает окружающее интуитивно. Само то, что он сталкер, требует нерационального интуитивного восприятия Зоны. Как он выбирает маршрут? Что руководит им? Интуиция на первом месте.

Сталкер: «Здесь не ходят. В Зоне вообще прямой путь не самый короткий, чем дальше, тем меньше риска».

Сталкер: «Это самый важный момент в вашей жизни. Здесь исполнится ваше самое заветное желание, самое искреннее, самое выстраданное. Говорить ничего не надо, нужно только сосредоточиться и постараться вспомнить всю свою жизнь».

Писатель

Чувственный экстраверт

Его суждения основаны на этической или эстетической ценности. Легко идет на контакт, транслирует в мир свое состояние – это чувствуют окружающие (именно он в баре начинает разговор о цели).

Руководствуется чувством. Идет к комнате напрямик потому, что подчиняется импульсу: «Да, мало ли кто где не ходит! Ну, а если я все-таки…Тащиться куда-то в обход, а здесь все перед носом».

Писатель: «Положим, я войду в эту комнату и вернусь в наш богом забытый город гением. Вы следите? Но ведь человек пишет потому, что мучается, сомневается…»

Профессор

Рациональный интроверт

Немногословен, руководствуется не эмоциями, а разумом, всегда сохраняет самоконтроль. Не транслирует себя и свое состояние в мир.

В решающий момент в разговоре по телефону с его оппонентом, становится понятно, что причина его поступка (принес в Зону бомбу) не измена жены, а его выводы об обществе и власти. Поступок и его реализация рациональны.

Профессор: «А вы представляете, что будет, когда в эту самую комнату поверят все? И когда они все кинутся сюда. (…) Все эти несостоявшиеся императоры, фюреры всех мастей (…) – и не за деньгами, не за вдохновением, а мир переделывать».

Жена сталкера

Интуитивный экстраверт

Она проживает жизнь, соединенную с жизнью Сталкера, став его отражением.


Постигает события жизни в их противоположности. Действует интуитивно, и в отличие от Сталкера, в большей степени направлена вовне (легко идет на контакт, ее слова и действия обращены вовне).

Жена Сталкера: «А тогда он просто подошел ко мне и сказал: Пошли. И я пошла. И никогда потом не жалела. Никогда. И горя много было, и страшно, и стыдно, но я никогда не жалела, и никогда никому не завидовала».

Архетипы

Юнг: «Архетип состоит из двух частей – формы (образа) и энергии (эмоциональной динамики)».

Важные пояснения Юнга к архетипу:

«Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом».

«Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определённый способ реагирования».

«В архетипах заключена специфическая собственная энергетика».

Архетипы, присутствующие в фильме

Бог (Божество)

Самый важный архетип в фильме. Представлен визуальными и аудиальными образами. В том числе перевернутыми (терновый венок на писателе).

Когда троица отправляется к комнате, на фоне звучит православный хор. Божество – вершина иерархии вселенной и его основа. Дом, в котором находится комната (он показывается снаружи только один раз в начале) выглядит одновременно обыкновенно и загадочно (соединяет противоположности). Архетипу Божества сопутствуют и другие близкие образы. Так «Древо Познания» появляется в сцене самовольного входа Писателя. Время от времени во время путешествия героев к комнате возникает ощущение незримого присутствия. Из предметов под водой вырисовывается цивилизация и происходит акт творения. Комната  оживает – идет дождь.

В фильме один из основных сопутствующих мотивов образов Бога – отвержение (Бог в пространстве современного сознания отвержен).

Взгляд и эффекты присутствия – как образ Бога.

Что делает комнату не метафорой «частного волшебства», а проявлением Бога? Комната «знает» самое сокровенное в пришедших.

Кто я и каков смысл моего существования?  – основная тема всех споров во время путешествия. Зачем я иду?

Смерть


Различные образы смерти, от сгоревших танков, до скелетов рядом с заветной комнатой наполняют фильм.

Центральных образ смерти – труба под названием Мясорубка.

За смертью (Мясорубкой) лежит погружение в бессознательное (бассейн с водой) – в толкованиях Юнга вода часто выступает образом бессознательного.

Психопомп

Посредник между мирским и божественным, миром людей и царством мертвых.

Сталкер – буквально ведет людей, знает местоположение комнаты, знает ловушки Зоны, выступает как наставник.

Персона. Социальная маска

Писатель и Профессор в первой сцене даны как маски, как то, что будет скрывать самого человека. Маски меняются, в особенности это проявляется у Писателя. Маска Профессора – «Я в каком-то смысле ученый» —  я человек, который изучает мир, наука главное. В финале все по-другому – он приносит бомбу, чтобы справится с насилием власти. За этим возникает человек – быть свободным.

Писатель – маска поиска вдохновения: «Тоже, наверное, скука».

Маска Сталкера присутствует лишь в представлениях Писателя и Профессора, но с самого начала она иллюзорна и не существует.

Тень

Тенью Сталкера, по-видимому, является Дикообраз («Дикообраз вошел в Зону с корыстной целью» – установка – я больше Зоны, что кардинально противоположно с установкой Сталкера – я неотделим от Зоны – Бога, мы одно).

Тень писателя – одержимость собой.

Тень профессора, возможно, его оппонент, с которым он говорит по телефону – человек, исполняющий приговор.

Можно сказать, что архетип Тени в фильме существует прежде всего как страх столкнуться со своей Тенью. Комната исполнит не то, что человек говорит или думает, а то, что хочет его сокровенная суть. И в этом для каждого есть огромная опасность столкнуться со своей Тенью, поскольку Комната выявляет скрытое.

Писатель: «А почему он все-таки повесился? Да здесь он понял, что не просто желания, а сокровенные желания исполняются. А что ты там в голос кричишь… Да здесь-то сбудется, что твоей натуре соответствует, сути, о которой ты понятия не имеешь, а она в тебе сидит и всю жизнь тобой управляет».

Юнг: «Подойти к переживанию Тени необычайно трудно, так как на первом плане оказывается уже не человек в его целостности; Тень напоминает о его беспомощности и бессилии».

Ребенок

Дочь Сталкера – Мартышка – ребенок, одновременно уязвимый (она инвалид) и обладающий сверх-способностями (телекинез, мгновенное запоминание текста, голос без произнесения). Она в чем-то олицетворяет будущее, через нее заявлена возможная реализация человека и вера.

Юнг: «Ребенок располагает силами, которые далеко превосходят человеческую меру, (…) ребенок, с одной стороны, невзрачен, то есть неприметен – только лишь ребенок, но с другой стороны – божественен».

Дом

Этот архетип представлен двумя образами: дом Сталкера и Зона. Дом Сталкера – место, откуда начинается путешествие и где заканчивается. Он обладает особыми свойствами: с одной стороны «колыбель», с другой – «вокзал». Зона же предстает «домом небесным» (на привале герои засыпают как на кровати). Она существует как бы вопреки всему земному (аномальные явления и в то же время спокойствие). Одна из самых замечательных особенностей Зоны – она существует внутри цивилизованного запутавшегося мира, и она полностью ему противоположна, она не часть его и она больше его, потому что может исполнить самое заветное.

В финале Сталкер высказывает невозможную мечту – переехать в Зону с женой и Мартышкой.

Самость

Архетип подлинного «Я». К самости герои идут. Сталкер же заявляется как персонаж, который наиболее из всех приближается к Самости. Образ ребенка (дочь Сталкера) отчасти соединяется с образом Самости.

Самость является итогом индивидуации. Писатель и Профессор, пройдя сложнейший путь к комнате, приходят к открытию самих себя. Все путешествие можно рассматривать как процесс индивидуации, а также как путь к Богу, который есть дорога к самим себе.

Юнг: «Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть, — поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и зла».

Привратник

Привратник – это не только персонажи, как полицейские на заставе, но шире – то, что способно остановить героев на пороге (например, голос, остановивший Писателя под деревом).

Путешествие героев к заветной комнате есть одновременно путешествие к самим себе. Так Тарковский добивается реализации идеи – Бог находится внутри нас.

Все персонажи проходят свою арку от кризиса к узнаванию себя, и оно разное у всех. Но самая главная арка – путь, который проходит зритель, пришедший к открытию того, что Божественное находится внутри человека.

Автор: Андрей Троицкий